Банкротство страховой компании

Аватар пользователя Элион
картинка статьи

Итак, машина застрахована. Водитель переложил свою ответственность на дороге надежной организации, которая давно на рынке страхования и не вызывает сомнений. При встрече с инспектором смело показывает документы и едет дольше. Но порой это спокойствие бывает временным и недолгим. Заканчивается это неожиданно и больно. Вдруг на пути транспортного средства предсказуемо, но неожиданно возникает аварийная ситуация и неприятные последствия. Если коротко, то ДТП. Водители обмениваются данными, вызывают инспектора или аварийного комиссара. Начинается рутинная работа по оформлению, рисуются схемы, опрашиваются участники, проверяются документы и выясняется, что у одного из водителей, а иногда и у двоих, произошло самое ужасное, что можно представить, компания объявлена несостоятельной и деятельность прекратила. Кто-то скажет, что такое вряд ли возможно, если кто-то оформил полис, значит эта организация имела право и лицензию на такой вид деятельности. Логично, но реалии жизни несколько иные. С начала текущего года четыре компании остались без лицензий еще в первом квартале, а она сама отказалась от деятельности добровольно. В прошедшем году шесть компаний прекратили свой бизнес, в 2016 году более пятидесяти. Таким образом получается, что, почти у каждого владельца автомобиля есть шанс, хотя бы раз оказаться в роли без вины виноватого. А поскольку компании, занятые в сфере ОСАГО, банкротятся по укороченной процедуре, то и заранее узнать, что страховщик несостоятельный, не всегда возможно. 

Страховую компанию лишили лицензии. Как дальше жить страхователю?

Конкурсное производство назначается сразу, как только выясняется плохое финансовое положение страховой компании, минуя все процедуры. Естественно у клиентов после того, как проходит первый шок от известия о банкротстве страховщика, возникают вопросы. Их может быть много, но они укладываются в два основных:

1. Какие действия по закону должен был сделать страховщик, когда узнал о банкротстве?

2. Что должен предпринять страхователь, если его страховщик начал банкротиться и его лишили лицензии? 

По российскому законодательству Центральный банк России осуществляет контроль над деятельностью страховых компаний. На сайте Центробанка размещается вся информация о компаниях банкротах. Информация постоянно обновляется и она открыта для любого желающего. Но так как у нас в стране люди вряд ли постоянно проверяют содержание интернет-ресурсов ЦБ, в соответствии с федеральным законодательством, страховая компания обязана, узнав о том, что лишена лицензии предпринять ряд шагов:

1. Довести до клиентов информацию о процедуре банкротства и о передаче ответственности по обязательствам. То есть, дает объяснение, куда и к кому обратится в случае ДТП.

2. Принять меры по прекращению деятельности во всех филиалах и всех агентов.

3. Исполнить свои обязательства по наступившим страховым случаям.

4. Передать страховой портфель, т.е. все обязательства по договорам страхования, уполномоченной организации, чаще всего Российскому Союзу Автостраховщиков, который будет осуществлять выплаты по ОСАГО.

ОСАГО

Законодательство Российской федерации защитило водителей, застраховавших свою ответственность. Все выплаты за разорившуюся компанию должна осуществить её правопреемница-РСА (российский союз автостраховщиков), если банкрот не сможет сам рассчитаться по счетам. Для получения выплат необходимо обратиться в офис РСА в своем городе с пакетом документов. Обычно это стандартный набор, который водитель собирает после ДТП для своей страховой компании.

1. Справка ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии по форме №154 (раньше 748).

2. Копия протокола о дорожно-транспортном происшествии.

3. Заявление о ДТП и выплате компенсации ущерба.

4. Извещение о дорожно-транспортном происшествии.

5. Копии документов виновника дорожно-транспортного происшествия, включая полис, если такой имеется.

6. Экспертное заключение (независимая экспертиза).

7. Копия паспорта водителя.

8. Свидетельство о регистрации транспортного средства.

9. Паспорт транспортного средства.

10. Банковские счета или другие данные для оплаты

Не во всех населенных пунктах России РСА имеет свои офисы. Для такой ситуации можно воспользоваться альтернативными способами, например, поручить страховым компаниям Росгосстрах, ВСК, Альфа Страхование, передать пакет документов в РСА. 

В Российском союзе автостраховщиков в тридцатидневный срок должны рассмотреть поданные документы и, если нет замечаний, страхователь получит компенсацию за причиненный ущерб в денежной форме или будет произведен ремонт. 

Всё бы было хорошо, но в реальности бывают различные варианты, например, если выяснится, что полис приобретен в сроки, когда процедура банкротства уже началась и лицензия была отозвана, то союз автостраховщиков откажет в компенсации ущерба и такие договора исполнять не будет. У остальных застрахованных трудностей не должно возникнуть. В данной ситуации не имеет значения, чья компания обанкротилась, пострадавшего или виновника дорожно-транспортного происшествия. 

Иногда РСА может отказать в приеме документов, сославшись на то, что компания банкрот не передала реестры проданных полисов ОСАГО. В этом случае придется предоставить подлинник или нотариально заверенную копию страхового полиса, как подтверждение законного приобретения данного документа. В случае отказа в компенсации, страхователь имеет право на судебную защиту. В этом ситуации надо учитывать, что в случае положительного судебного решения, РСА компенсирует только ущерб имуществу, а дополнительные расходы, неустойки, услуги адвокатов и другие судебные расходы целиком ложатся на автовладельца. 

Можно ли как-то защитить себя еще на этапе выбора страховой компании от ошибок и последующих трудностей? Здесь неоднозначно. Удачи на дорогах.

Оставить комментарий